Поликлиники ЦСМ. Описание нескольких принципов организационно-технологической эффективности

Доступность медицинской помощи – приоритетное направление развития здравоохранения

Развитие амбулаторной поликлинической службы декларировано как одно из приоритетных направлений системы здравоохранения. Доступность медицинской помощи считается одним из основных критериев ее эффективности. Принято считать, что доступность медицинской помощи достигается методом обеспечения ее бесплатности. Бесплатно – значит доступно, а значит эффективно. Считается, что если дать много-много государственных денег медицинская помощь станет бесплатной, доступной, эффективной.

Да, чтобы обеспечить доступность медицинской помощи люди используют деньги. Конечно, никто не будет против, если за людей будет платить государство – платить много-много денег. Однако в современных условиях бесплатность медицинской помощи НЕ является основным методом обеспечения доступности, а значит и эффективности. Во втором десятилетии 21 века для создания доступной медицинской помощи требуются изменения организационной системы амбулаторного звена.

Принципы организации существующей системы муниципального здравоохранения, были заложены в послевоенные годы (после гражданской войны) и по существу не изменялись на протяжении 90 лет.

Концентрация всей участковой и поликлинической службы в одном месте (здании поликлиники) соответствовала не только структуре заболеваемости, но и экономике города, географии жилых массивов (поселков), и, главное, ментальности советского периода. Поликлиники строились скорее для врачей, чем для населения. Считалось, что поликлиника чем больше, тем лучше. Она должна обслуживать потоки населения, и эта «огромность» была свидетельством высокой технологичности. В советский период все большое считалось великим.

В современных условиях изменилось все, но не изменились принципы организации здравоохранения. Поэтому неудовлетворенность населения медицинской помощью является вполне очевидным.

Реалии сегодняшнего дня – потребность в комфортном здравоохранении

На сегодняшний день у населения сформирована потребность в комфортном здравоохранении.Люди не хотят быть обезличенной массой в коридорном потоке, они требуют индивидуального подхода к своим нуждам. Современный уровень развития медицинской техники, электроники, средств коммуникаций позволяет обеспечивать высокую технологичность при небольших размерах зданий. Сегодня признаком технологичности является размер величины «нано». Поэтому вместо одной большой поликлиники целесообразно организовывать несколько небольших, комфортных для посещения медицинских офисов в формате «Little Clinic», как это уже делается в некоторых развитых странах. Такой подход к организации амбулаторной помощи позволит угнаться за растущими жилыми массивами и обеспечит также территориальную доступность медицинского учреждения.

Изменился и ритм жизни людей, они хотели бы получать медицинскую помощь в ритме жизни, не «выпадая» из него. Появилась потребность в изменении времени работы поликлиники. Своевременность обращения за медицинской помощью будет гораздо выше, если поликлиники будут работать и тогда, когда люди уже закончили свой трудовой день и для визита к врачу им не придется отпрашиваться с работы.

Существенно изменилась и структура заболеваемости. Если раньше люди в основном болели и умирали от инфекций, то сейчас это происходит по вине НЕинфекционных заболеваний. Любое неинфекционное заболевание мультифакториально, то есть имеет «букет» причин.

Сегодня мало быть узким специалистом – чтобы лечить такие заболевания необходима более широкая специализация, необходимы и более широкие профессиональные познания. В ответ на это требование за рубежом родилась новая врачебная специальность – врач общей практики, который получает дополнительную квалификационную специализацию по 16 направлениям. 

Таким образом, служба семейного врача является современной организационной технологией, и на уровне амбулаторно-поликлинического звена, наиболее полно отвечает современным требованиям населения. Она выделяет человека из обезличенного массового потока, толпящегося в коридорах поликлиник. Семейный врач возвращает индивидуальность подхода к состоянию здоровья, формирует комплексный, многопрофильный взгляд на здоровье семьи как основной составляющей благополучия человека.

Базируясь на изложенных постулатах и используя зарубежный опыт мы год за годом строим в нашем городе альтернативную поликлиническую сеть – службу семейных врачей.

Доступность поликлиник ЦСМ

Поликлиники ЦСМ – как это работает? Вместо терапевтических участков, базирующихся в одной поликлинике, формируются участки врачей общей практики (семейных врачей), которые в формате «Little Clinic» выносятся на территории жилых массивов удаленных от городских поликлиник. Мы становимся ближе к людям:

  • посёлок Степановка,
  • микрорайоны Солнечный,
  • АРЗ,
  • Академический,
  • Чермошники.

Еще один эффективный способ, используемый поликлиниками ЦСМ для повышения доступности – это адаптация расписания работы врачей к жизни жилого массива, то есть к ритму жизни обычного работающего человека: суббота и воскресенье объявлены рабочими днями, расписание приема врачей смещается на вечерние (послерабочие) часы. Поликлиники ЦСМ работают с 8.00 до 21.00 часов.

Территориально разобщенные офисы семейных врачей имеют общую лабораторную базу, общее подразделение узких специалистов, общее подразделение функциональной диагностики, общую службу медицинской помощи на дому, call-center, общую IT-службу и общее руководство. Соединяясь воедино, они образуют существующее сегодня медицинское объединение ЦСМ. Современные технологии и средства коммуникации позволяют нам достаточно легко объединить разобщенное в одно целое, сделать деятельность управляемой, контролируемой и эффективной.


 1 594      0
(+10 баллов, 2 оценок)
Поделиться →


Подписка на рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие статьи автора: